Педагогическая практика
«Применение современной технологии «Дидактический синквейн»
в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Автор: Учитель-логопед Шальнова Евгения Юрьевна
Участники практики: воспитанники с ТНР группы компенсирующей направленности.
Актуальность: Данная практика направлена на повышение эффективности работы по коррекции речевых нарушений у детей с помощью технологии Синквейн и помогает оптимизировать работу учителя-логопеда.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения, которая возникла в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем (в России, начиная с 1997 года) стала использоваться, как эффективный метод развития образной речи.
Проблема: У детей с общим недоразвитием речи наблюдается несформированность всех компонентов языка. Особенностями словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является полное незнание, неточное понимание и употребление ряда слов, замена видовых понятий родовыми и наоборот. Дети с ОНР мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они часто употребляют, не понимая их значения. В словаре детей недостаточно обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различным значением, делает речь бедной и стереотипной. Всё это служит серьёзным препятствием в дальнейшем для овладения школьной программой. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришли к выводу, что одним из эффективных методов развития речи ребенка является дидактический синквейн. Синквейн можно включать в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая структуру занятия.
Цель: повышение результативности работы по развитию речи с детьми логопедической группы посредством целенаправленного применения методики синквейн.
Задачи:
1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.
2. Обогащать словарный запас детей логопедической группы.
3. Учить детей определять грамматическую основу предложения.
4. Развивать языковое чутье, фразовую речь, ассоциативное мышление.
Предполагаемый результат:
Предполагаю, что применение методики синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедической группы, будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, если будет соблюдаться системность работы в данном направлении, только тогда, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух.
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ
- Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими ОНР. Автор: Шальнова Е.Ю., учитель-логопед
- «Технология «Синквейн» в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (опыт работы представлен на ГМП «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»)
- Мастер-класс «Использование технологии «Дидактический синквейн» в работе по развитию речи с детьми ОНР»
- Консультация для педагогов «Что такое синквейн?». Автор: Шальнова Е.Ю., учитель-логопед
- Схема «Синквейн»
- Дети сочиняют синквейны…
- Видеофрагмент НОД по развитию речи с использованием технологии «Синквейн» (дети ОНР 1-го года обучения).
Сертификат участника в Мартовских педагогических чтениях г. Лесосибирска
Обследование речевого развития детей 5-6 лет .
Обследование речевого развития детей 6-7 лет
Карта речевого развития ребенка 5-6 лет
Карта речевого развития ребенка 6-7 лет
Сравнительный анализ обследования детей логопедической группы
Дидактический материал учителя-логопеда Шальновой Е.Ю.
Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета