Образовательные услуги детям с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы, которую посещает данный ребенок, с внесением дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционно-развивающих занятий специалистов. Режим дня и недели может быть гибким. В расписании организованной образовательной деятельности учитываются занятия (расписаны помещения, время, специалисты), предусмотренные индивидуальной образовательной программой каждого ребёнка с ОВЗ. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются специалистами, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки, а также учитываются рекомендации ТПМПК г. Лесосибирска.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик» функционирует 10 групп для детей в возрасте от 1,5-7 лет общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Общее число детей – 265, из них обучающихся по адаптированной образовательной программе ДО для детей с ТНР – 20 детей, 2 — ребенка, имеют статус «ребенок-инвалид».
В ДОУ для осуществления коррекционной работы имеются кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога и узкие специалисты: педагог-психолог, 2 учителя-логопеда, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В соответствии с п.7 Паспорта доступности ДОУ, с целью обеспечения входной группы для инвалидов М2 (мобильность слегка снижена (некоторые опорники, слепые, с интеллектуальными нарушениями), перед маршами вверху и внизу наружной лестницы окрашены желтой контрастной краской первая и последняя ступени. В пределах здания перед маршем внизу и вверху лестницы подъема окрашены крайние ступени желтой контрастной краской.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Входные площадки имеют навес, звонки при входе, кодо-наборные панели. На центральном входе имеются лестничные барьеры и переносной пандус для инвалидов категории К. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход». При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет оказана помощь.
Специальные условия питания
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников:
- системность деятельности по вопросам здоровьесбережения отражена в Основной образовательной программе ДОУ, Уставе;
- медицинское обслуживание обеспечивает КГБУЗ «Лесосибирская МБ» расположенная по адресу: 662544, г. Лесосибирск, ул.Победы,46, согласно заключенному договору и на основании лицензии на медицинскую деятельность № ЛО -24-01-001062 от 02 марта 2011г.
Обеспечение безопасности образовательного процесса.
Приказом заведующего ДОУ назначены ответственные за организацию безопасности образовательного процесса и охрану труда работников, которые периодически проходят обучение;
— со всеми работниками (2 раза в год) проводится инструктаж по инструкции «Охрана жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках»;
— 2 раза в год изучаются правила ПБ в РФ и правила ПБ для дошкольных учреждений;
— учебные тренировки по эвакуации детей при пожаре проводятся согласно утвержденного графика (3 раза в учебный год).
Безопасность детского сада обеспечивается государственной службой вневедомственной охраны.
Здание детского сада оборудовано:
– кнопкой тревожной сигнализации;
– прямой связью с пожарной частью;
– противопожарным оборудованием;
– охранно-пожарной сигнализацией;
– системой видеонаблюдения;
– металлическими входными дверьми.
На территории детского сада имеются:
– ограждение по периметру высотой 1,6 м;
– уличное освещение;
– система видеонаблюдения – 16 камер внутреннего и наружного видеонаблюдения.
В ДОУ действует пропускной режим. В 2018 году разработан паспорт антитеррористической безопасности. В целях отработки практических действий при возникновении чрезвычайных ситуаций два раза в год проводятся тренировки по эвакуации воспитанников и персонала детского сада.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрено
Документы
- Приказ о ресурсном базовом учреждении совместного обучении детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития
- Положение об организации инклюзивного образования воспитанников в ДОУ
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме в ДОУ
- Паспорт доступности объекта для лиц с ОВЗ
- «Дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»
- Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы
- Модель инклюзивного образования МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик». Приложение: презентация к модели ИО.
- Пояснительная записка к модели инклюзивного образования МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»
- Договор об образовании с родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ
Создание инклюзивной среды — одна из актуальных задач государственной политики современной России в области образования. Обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся и организация учебного процесса с учетом их способностей, потребностей, особенностей психофизического развития является одним из значимых приоритетов инклюзии. Квалифицированная поддержка процессов обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями опирается на нормативную правовую базу.
Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашает право каждого человека на образование.
Декларация прав ребенка ООН от 20.11.1959 г. Принцип 7 «Ребенок имеет право на получение образования…»
Данное право конкретизировано в отношении детей-инвалидов в Конвенции о правах ребенка 1989 г. Согласно ст. 23, признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Согласно ст. 28 этой Конвенции, признается право ребенка на образование. Ст. 29регулирует принципы образования.
Декларация о правах умственно отсталых лиц принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года «Умственно отсталое лицо имеет право на образование, обучение».
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
С целью создания дополнительных гарантий обеспечения, защиты и развития прав людей с инвалидностью в России была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»). Основным документом, касающимся вопросов получения образования людьми с инвалидностью, стал Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время решение вопросов, связанных с реализацией прав граждан на образование строится с учетом существования 4 уровней: федеральный уровень, региональный уровень, муниципальный уровень, уровень образовательного учреждения. Каждый уровень издает нормативные документы в пределах своей компетентности.
Законы Российской Федерации, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования:
— Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» №46-ФЗ от 03 мая2012г.;
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г.;
Акты Президента Российской Федерации, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования:
— «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» — указ Президента РФ №761 от 01 июня 2012г.;
Акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования:
— Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» №792-р от 15 мая 2013г.;
— Постановление Правительства Российской Федерации №297 от 15 апреля 2014г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
Акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидов на получение образования:
Приказы Министерства образования и науки российской Федерации:
— «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22 января 2014г. №32;
— «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013г. №1014;
— «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013г. №1015;
— «Об утверждении Порядка организации и осуществлении деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013г. №1008;
— «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» от 25 декабря 2013г. №1394;
— «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» от 26 декабря 2013г. №1400;
— «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» от 14 октября 2013г. №1145;
— «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155;
— «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009г. №373;
— «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010г. №1897;
— «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012г. №413.
Письма с разъяснениями в субъекты Российской Федерации:
— Письмо Минобрнауки России «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами» от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06;
— Письмо Минобрнауки России » О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07 июня 2013г. №ИР-535/07;
— Письмо Минобрнауки России «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 09 апреля 2014г. №НТ- 392/07;
— Письмо Минобрнауки России «О порядке получения образования воспитанниками детских домов — интернатов» от 26 мая 2014г. № ВК-1048/07;
— Письмо Минобрнауки России «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью» от 20 августа 2014г. № ВК-1748/07;
— Письмо Минобрнауки России «О центрах психолого — педагогической, медицинской и социальной помощи» от 14 июля 2014г. №ВК-1440/07;
— Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015г. №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого — педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого — педагогической, медицинской и социальной помощи»);
— Письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000г. № 27/901-6 «О психолого — медико -педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».
Методическое пособие для обучения (инструктирования) работников учреждений и организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
(Пособие размещено на официальном сайте Минтруда России:
http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/108)
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в Российской Федерации. В ДОУ воспитание и обучение ребёнка-инвалида ведётся по адаптированной образовательной программе, утверждённым педагогическим советом учреждения, в основе которых лежит основная образовательная программа ДОУ.