Поиск
Close this search box.

Педагогическим работникам

От чего надо защищать детей:
три шага, чтобы рассказать родителям про информационную безопасность

Для привлечения родителей к контролю за информационной безопасностью детей, детский сад предлагает 3 шага взаимодействия: мотивация, знания и инструмент контроля.

Всемирный день защиты детей 1 июня ежегодно привлекает внимание общественности к разным видам опасности, которая окружает современных детей. Однако обеспечивать детям безопасность нужно на протяжении всего их детства. Педагоги и родители должны делать это совместно. При этом родители часто не знают всех тонкостей детской психики и не задумываются об информационной безопасности дошкольников. Важно то, что она не менее важна, чем физическая безопасность. Так как родители могут защитить своего ребенка?

Шаг 1. Мотивация родителей обеспечивать информационную безопасность детей
Чтобы родители уделяли внимание информационной безопасности дошкольников, нужно мотивировать их к этому. Для этого приводим конкретный пример последствий влияния опасной информации на здоровье и развитие детей.

ПРИМЕР

Папа смотрел по телевизору остросюжетный боевик с возрастным ограничением 16+. К нему зашла дочка шести лет после того, как наигралась с игрушками. Папе хотелось дождаться развязки фильма, поэтому он предложил дочке немного посидеть и поиграть рядом с ним. В фильме началась жестокая сцена с кровопролитием, которую сопровождала громкая музыка. Девочка оторвалась от игры и просмотрела сцену фильма. Спустя некоторое время родители заметили, что у дочери повысилась тревожность, девочка стала плохо спать в детском саду и дома.

Информационная безопасность – это не только интернет-безопасность.

Опрос родителей показал, что большинство из них связывает понятие «информационная безопасность» только с интернетом и считает, что информация из других источников не представляет угрозу для их детей. Многие родители уверены: можно предлагать детям любые книги, игры, мультфильмы, зрелищные мероприятия, которые предположительно рассчитаны на дошкольников, – или не обращают внимания на возрастную маркировку. Исследования показывают: родители не верят в то, что дети могут столкнуться с опасной информацией дома, в семье   (Пазухина С.В., Чумаков П.В. Дети в Интернете: исследование отношения родителей к вредной информации // Концепт. 2017. № 9. С. 75–84). Поэтому дорогие родители опасность подстерегает вашего ребенка не только в интернете.

Шаг 2. Предлагаем родителям форматы для взаимодействия

Для родителей, можем предложить любой удобный формат для получения информации от педагогов и специалистов детского сада: в рамках Консультационного пункта (КП), родительские собрания, беседы, консультации, информационные стенды в приемных групп.

Памятка «Безопасность ребенка в информационной среде»

Шаг 3. Как следить за безопасной инфосредой дома

Уважаемые родители, вы можете контролировать своего ребенка в интернет-пространстве с помощью различных программ родительского контроля, скаченных на свои гаджеты. Так вы обезопасите детей от случайного  попадания на небезопасные сайты и получите возможность контролировать время, которое ребенок проводит в сети (ПК и ноутбуки можно использовать детям только с 6 лет и не больше 20 минут в день).

Памятка «Опасность в интернет-пространстве»

ПРИМЕР

Некоторые дети уже в дошкольном возрасте задают «каверзные» вопросы о том, откуда берутся дети, и подобные. Молчание родителей заставляет детей искать ответы в других источниках информации. Чтобы этого избежать, родителям стоит осторожно и дозированно удовлетворять интерес ребенка. Если родитель чувствует, что ребенку рано знать то, о чем он спрашивает, надо объяснить ему, что ответ на этот вопрос может напугать или травмировать ребенка, что ему нужно еще немного подрасти. Стоит осторожно поинтересоваться, почему ребенок задался непростым вопросом: возможно, небезопасную информацию «принес» другой ребенок в группе, или родители проглядели небезопасный контент сами.

Дети считывают и запоминают небезопасную информацию, даже если фильмы или программы, которые не предназначены для дошкольников, идут фоном. Если Вам сложно изолировать ребенка от просмотра недетских передач, например, вся семья проживает в однокомнатной квартире, то нужно стараться не акцентировать внимание ребенка, не высказывать при нем мнение или обсуждать, если у него возникли вопросы об увиденном.

ПРИМЕР

Ребенок смотрит с родителями новости. Показывают сюжет о том, что молодой человек убил свою девушку из ревности. Фраза от родителя о том, что «девушка сама виновата и довела парня» оправдает насилие и убийство в глазах ребенка. В перспективе, если подобные высказывания будут повторяться и не будут осуждаться родителями, ребенок может стать как жестоким, так и тревожным. Восприятие насилия как нормы и страх ему подвергнуться могут привести к неврозу во взрослой жизни.

На заметку

Почему за информационной безопасностью детей важно следить с дошкольного возраста

Родителям может казаться, что дошкольник не понимает фильмы и передачи для взрослых, ничего не запоминает оттуда. Однако страшные образы могут надолго остаться в его памяти и вызывать тревогу. Также ребенок может начать вести себя агрессивно вслед за положительным или отрицательным, но привлекательным персонажем именно потому, что не относится к этому критически.

Родители должны не только следить за тем, какую информацию ребенок получает, но и выстраивать доверительные отношения с ним – чем старше будет ребенок, тем сложнее будет делать все это. Только в доверительных отношениях ребенок, если столкнется с чем-то опасным, сможет рассказать все родителям. Так можно уберечь детей от влияния сект, «групп смерти», экстремистов в будущем.

 

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

 

Дата обновления страницы: 24.12.2021

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031